О Тринадцатом квартете Д. Д. Шостаковича

Квартет № 13 Си бемоль мажор, соч. 138, занимает особое место среди квартетных произведений Шостаковича, а также и в мировой квартетной литературе. Квартет № 13 написан в 1970 году и исполнен в декабре того же года в Ленинграде и в Москве новым составом Квартета им. Бетховена.

Посвященный выдающемуся музыканту и пропагандисту альта профессору Вадиму Васильевичу Борисовскому, этот квартет — своеобразный гимн альту.

Впервые на протяжении всего сочинения альт остаётся носителем и выразителем главного содержания. Он используется автором во всём своем объёме и даже в регистре, который ранее никогда не использовался в
квартетной литературе. Квартет одночастен, но внутри его имеются контрастные эпизоды, которые образуют как бы законченный цикл.

Первое Адажио начинается медленной скорбной темой альта, присоединяющиеся к теме голоса образуют звучание, близкое хоралу. Далее следует контрастный эпизод, который идёт вдвое быстрее по темпу. Он начинается острой темой у первой скрипки и приводит к быстрой и стремительной кульминации.

Центральный раздел квартета — вариации на тему basso ostinato. Мир образов этой части призрачен и таинственен. Шостакович впервые применяет здесь внеинструментальный приём, когда исполнитель постукивает древком смычка о деку инструмента — эта краска придаёт фантастический колорит всему эпизоду.

Загадочно по своему звучанию окончание квартета. Одинокое, необычно выразительное соло альта с сурдиной постепенно уводит слушателя в какие-то невообразимые почти бесплотные высоты, в какое-то
иное измерение. Создаётся впечатление, что регистровые возможности инструмента уже давно исчерпаны, но автор находит в нём все новые и новые краски. Квартет как бы обрывается внезапно небывалым по высоте, для альта тоном — си бемоль третьей октавы, который усиливается грандиозным крещендо подхватившими альт скрипками.

Тринадцатый квартет — не только дань уважения и признательности Вадиму Васильевичу Борисовскому, но также драгоценный дар для всех альтистов, прославивший наш инструмент и показавший его нераскрытые
ранее возможности.

1970 год

Комментарии закрыты